Самоварная церемония традиции

Традиции самоварного чаепития

Самовар, чаепитие и душевная беседа за чашкой чая имеют давние традиции. 

Чаепития устраивались в праздники и в будни, в любую погоду и по несколько раз в день. Чаепитие и самовар — эти два понятия стали неразделимы. 

Благо­даря этому у наших предков закрепилась бережно хранимая веками тра­диция хлебосольного гостеприимства, а самовар получил свое удиви­тельное долголетие

Самовар растапливался еловыми шишками или дровами. Смолянистый, горьковатый аромат дымка расслабляет и успокаивает. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и волшебство чайному столу.

Чаю заваривалось много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу. Заварка готовилась отдельно в заварочном чайнике и разбавлялась кипятком. Чай должен прежде всего согреть приходящих с мороза гостей.

 

Самоварная церемония традиции

К чаю подавалось обилие традиционных сушек, баранок, пряников. И, конечно, на столе должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп – тягучим.

Самоварная церемония традиции

Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола.

Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Появление чая как напитка на территории России случилось только в XVI веке. Люди узнали вкус чая, причем задолго до его появления в Европе.

 

Первыми чай попро­бовали жители Сиби­ри, куда он проник из Монголии.

В 1567 году в Китае побыва­ли казачьи атаманы Петров и Ялышев. Они описали неизвес­тный китайский на­питок, который к тому времени был широко распростра­нен в Юго-Восточной Сибири.

В 1638 году чай появился при русском царском дво­ре под названием «ки­тайская трава». Его привез посол, боярс­кий сын Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей бук­вально навязали значительный запас чая — 64 кг.

К середине XVIII века чая в России употребляли больше, чем в Европе, а в Москве больше, чем в Петербурге. Вплоть до конца того же века чай можно было приобрести лишь в Москве и на оп­товых Ирбитской и Макарьевской ярмарках. Стоил он очень дорого — в 11 раз дороже, чем черная икра.

Такая высокая стоимость была обус­ловлена небольшим объемом импортируемого экзотического товара и высокими транспортными издержками: везли чай из Китая и Индии, путь был долгим и небезопасным.

Традиционно пили индийский, черный байховый чай. Или «красный», как его называют в Китае.

Но еще до появления чая на Руси заваривали пряные травы: мелиссу, зверобой, смородину, липу, к сати эта традиция сохранилась и сейчас. Это было и дешевле и полезнее.

Чай заваривается в большом толстостенном фарфоровом чайнике, долго сохраняющем тепло. В крышке обязательно должно быть отверстие для выхода пара.

Чайник обдается кипятком, засыпается заварка. Нужно прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай изменит свой вкус. Три–пять минут чай упаривается.

Потом чай «женят». Что это значит? Чай из заварочного чайника отливается в кружку. Затем он выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета.

Мед, варенье и сахар, предпочтительнее кусковой, подавали к чаю отдельно.

Немаловажным является и то, в какой обстановке происходит это таинство. 

Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не  доливая на толщину пальца от края чашки, что  считалось хорошим тоном. 

В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.

Сейчас уже, конечно, чайные традиции не соблюдаются так строго, но неизменным остается одно: тепло и уют дома, где можно собраться за столом и выпить чашечку крепкого чая из начищенного до блеска бабушкиного самовара!

Самоварная церемония традиции

Немного об истории самовара

 Вот уже почти три века, самовар считается исконно русским символом гостеприимства и неотъемлемой частью жизни славянского народа. Но, как сейчас ни прозвучит странно — история этого древнейшего приспособления насчитывает несколько тысячелетий.

И появился самовар вовсе не в России, как принято считать во всем мире.

Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.

Самоварная церемония традиции

Позже, во времена античности, в Древнем Риме появилась конструкция, напоминающая самовар, — аутепса. 

Она представляла собой высокий кувшин, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. 

В этом же устройстве можно также было охлаждать напитки в знойные дни, и для этого вместо угля использовался лед. 

Аутепса имела большое достоинство в том, что ей не нужен был внешний огонь, так как обогрев шел изнутри.

Аналогичное древнейшее приспособление существует и в Китае. Глубокая чаша со встроенной трубой и поддувалом — вот что представляет собой знаменитый китайский прототип самовара, именуемый «Хо-Го». Они бывают металлическими и фарфоровыми, и подают в них, как правило, суп или кипящий бульон.

Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.

Самоварная церемония традиции

Но, как бы там ни было, русское слово «самовар» перекочевало во многие страны и это приспособление называют — «samovar» и англичане, и французы, и испанцы, и итальянцы, да, впрочем, и турки называют его — «semaver».

Главный атрибут традиционного русского чаепития – самовар появился на территории России  всего лишь в XVIII веке.

Этот символ домашнего уюта в XIX столетии обрел привычный для нас вид и прочно закрепился в быту людей разного достатка и сословий.

Высокий спрос на товар способствовал открытию по всей России  множества самоварных фабрик, выпускавших художественно-привлекательную продукцию для аристократии и обыденно-дешевую для простолюдинов.

Самовар был необходим и в доме столичного аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. На протяжении XIX и XX веков самовар стал харак­тернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепи­тия, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

Функциональное предназначение самовара — нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор.

Самовар был для людей своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопро­сы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и полити­ческих дискуссиях.

 

Приятного Вам чаепития!

Самоварная церемония традиции